ТОКИО — МОСКВА ПРОЕЗДОМ ЧЕРЕЗ ПАРИЖ. КОНЦЕРТЫ В
МОСКВЕ 1978 ГОДА
По возвращению из японского турне 1977 года оркестр Поля
Мориа ожидали в Москве на 7 концертах в январе 1978 года
(точная дата приезда и отъезда как и число концертов
доподлинно неизвестны – прим.)
В качестве звукорежиссера этих выступлений был привлечен
Доминик Понсе. В поездке ожидало множество приключений.
Вспоминает звукорежиссер
Доминик Понсе:
— Мы погрузились в Париже. Валентин Купо
(менеджер и друг Поля Мориа – прим.)
все организовал. Хорошо пронумерованные и заклеенные
ящики должны были погрузить в наш самолет.;.
<Самолет взлетел, а багаж оркестра Поля Мориа остался
стоять на взлетной полосе. «Не беспокойтесь, — так нам
сказали, — ящики не помещаются в самолет, они полетят
следующим рейсом и будут в Москве уже вечером». Но мы
получили багаж только три дня спустя!
Таким образом, по прибытию в Москву у нас не было
нашего звукового оборудования, однако персонал концертного
зала ( (ГЦКЗ «Россия» – прим.)
оказался очень любезным. Они перерыли весь город, чтобы
найти необходимую технику, подставки под микрофоны и кабели
и, таким образом, мы все же смогли провести первый концерт.
Маленькая техническая кабина возвышалась над сценой на
пятьдесят метров; я не понимал что делать с пятиметровым
пультом, изготовленным в Германии неизвестно в какой эпохе.
Русские проявили исключительное гостеприимство. Однако
спецслужбы следовали за нами повсюду: в отеле, на
перекрестках улиц. Мы провели неделю в таком любопытном
соседстве.
Вспоминает Поль Мориа:
— Мы играли в концертном зале на 2500 мест. Я даже не
думал, что я и мой оркестр настолько здесь популярны. Все
билеты были проданы за месяц до начала концертов и активно
продавались на черном рынке.;.
фото Леонида Лазарева
Большая часть зрителей была офицерами милиции, армии или
КГБ. В первый день я был изумлен, что на приеме в честь
начала гастролей были дамы украшенные драгоценностями,
стоившими целые состояния.
За несколько дней до нашего отправления, организатор
гастролей попросил меня дать дополнительный концерт. Мне
сказали: «Рабочие двух известных заводов написали прошение,
поскольку они не смогли попасть на ваши концерты». Я немного
сомневался в его искренности, но предложение принял. И
действительно, на этом дополнительном концерте я не увидел
ни одного рабочего, но было немало депутатов и чиновников.
В последний день — как обычно — я хотел предложить
выпить за весь технический персонал — администрацию,
электриков, светотехников и других. Ответственные были
чем-то смущены. Я спросил: «В чем дело?» И они мне говорят:
«У нас 300 человек!». Очевидно, для такого количества людей
мой номер в отеле был бы слишком мал… Тогда мне стало
понятно отчего я был вынужден постоянно повторять одни и те
же технические задания рабочим — одних и тех же лиц никогда
не было.
<Большая часть гонорара за концерты выплачивалась в рублях,
которые надо было постараться потратить как можно приятнее.
Вспоминает звукорежиссер
Доминик Понсе:
— Поскольку нам платили исключительно рублями, то было
лишь одно решение! Три раза в день каждый из нас поглощал
аппетитные бутерброды с икрой слоем в один сантиметр.
Мы оставляли поистине княжеские чаевые, которые без
сомнения соответствовали месячной зарплате. Люди были
счастливы.
Во время своего пребывания в Москве Поль Мориа
сталкивался с необычными ситуациями и порой досадными.
Вспоминает Поль Мориа:
— Мой фотограф в Москве был также фотографом Брежнева.
Он (Сергей Иванович Смирнов, фотокор
газеты "Известия" – прим.), казалось, питал
симпатию ко мне. Однажды он предложил мне посмотреть
мавзолей Ленина. При входе в мавзолей стояла огромная толпа,
каждый ожидал свою очередь. Но он не колеблясь впустил меня
передо всеми.
В другой день он мне говорит: «Я знаю священника, у которого
есть все ваши диски; он хотел бы встретиться с вами». Мы
приехали к нему, и священник (протоиерей
Леонид Матвеевич Кузьминов – прим.) обратился
ко мне на хорошем французском: «Могу я вас благословить?» Я
ответил: «Почему бы нет? Хотя я атеист, но пусть это не
смущает вас».
Ради справедливости надо сказать, что Поль Мориа,
рассказывая эту историю Сержу Элаику, кое-что перепутал.
Протоиерей Леонид Кузьминов в ту пору был настоятелем
Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве,
только он не знал французского. Об этом он рассказал сам
нашем фан-клубу. Серьезной коллекцией пластинок Поля Мориа
владел не священник, а фотокор «Известий»
Сергей Смирнова, ставший фанатом его оркестра еще в 1970
году. Единственным человеком в их компании, который свободно
говорил по-французски, был специально приставленный к Полю
Мориа администратор Госкорнцерта Сергей Пучкин.
На всех этажах гостиницы
(гостиница «Метрополь» - прим.)
находились мужчины и женщины, которые продавали напитки. Они
все говорили очень хорошо по-французски. Я был рядом с моим
номером и попросил апельсиновый сок. Одна из официанток
отвечает мне сначала «Да», затем смотрит на свои часы и
говорит мне «Нет». На мое удивление, она мне объясняет, что
уже ровно 23.00 и что она, таким образом, только что
закончила свой рабочий день во время моего заказа! Я прошу
ее приложить немного усилий, но в ответ: «Нет, мое время
кончилось!»
Такая вот глупость тоталитарных режимов.
фото Сергея Смирнова
Иногда музыка может иметь красивый реванш над политикой
— Поль популярен даже в таком ценном пространстве в то время
для Партии как Космос.
Вспоминает Поль Мориа:
— Экипаж космического корабля «Салют-6» в составе Юрия
Романенко и Георгия Гречко просил, чтобы программа
релаксации, передаваемая из центра управления полетами,
включала музыку, исполняемую моим оркестром.
ПРОГРАММКА
СОВЕТСКИХ ГАСТРОЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО МЮЗИК-ХОЛЛА 1967
ГОДА
(Первые гастроли Поля Мориа и
Мирей Матье в СССР)
ПРОГРАММКА МОСКОВСКИХ КОНЦЕРТОВ ОРКЕСТРА ПОЛЯ МОРИА 1978
ГОДА